Как проверить рулевую рейку?

Консультация

Просмотров: 216

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Признаки неисправности
  2. Диагностика исправности
  3. Диагностика исправности контрактной рулевой рейки
  4. Проверка исправности на стенде рейки с ЭУР и ГУР
  5. Часто задаваемые вопросы

При сходе автомобиля с прямой траектории, при увеличении люфта руля и появлении посторонних звуков при езде по бездорожью нужна диагностика рулевой рейки. Перечисленные симптомы свойственны неисправности этой детали. Но лучше провести технический осмотр в автосервисе, чтобы исключить прочие причины – изношенность наконечников, рулевого вала, ступичных подшипников, сайлентблоков, шаровых опор.

изношенная рулевая рейка

Признаки неисправности

С какими неисправностями сталкивается водитель, зависит от конструкции узла. Особенно важный параметр – это присутствие/отсутствие рулевого усилителя. Какие признаки появляются при неисправности рейки:

  1. Поломка распределителя. Причина – изношенность катушки, торсиона. Возникает проблема обратной связи между колесами и рулем, вероятен самопроизвольный поворот. При протекании сальника рулевое колесо неподвижное или вращается рывками, на корпусе и под ним заметны подтеки, уровень ГУР снижается. При кольцевой изношенности распределительного корпуса уровень жидкости ГУР растет с поворотом руля.
  2. Поломка вала с шестерней и подшипником. Причины – стачивание зубцов в результате коррозии и естественного износа, повреждение подшипника. Неисправность сопровождается люфтом, вибрацией и хрустом при повороте. Нарушается курсовая устойчивость, руль подклинивает.
  3. Неисправность опорных втулок, шарнира тяги. Проблема возникает из-за разрушения или эллипсности втулки, выработки ресурса деталей, коррозии в результате поврежденного пыльника. Езда по бездорожью провоцирует легкую вибрацию.

В случае механического повреждения комплектующих также отмечается характерный стук при движении по неровной дороге. Звуки доносятся от моторного отсека.

Диагностика исправности

Часто наблюдается совпадение признаков поломки с картиной естественной изношенности прочих комплектующих системы управления, а также подвески. Точно выявить причину и провести ремонт позволяет снятие узла с последующей разборкой. Но прежде чем прибегать к диагностике и ремонту, желательно убедиться в неисправности именно рейки.

Диагностика без снятия узла отнимет 10 минут – нужно нанести удар ногой в область боковой поверхности покрышки переднего колеса. Метод исключает вероятность повреждения сайлентблоков или шаровых опор – они не пробиваются нагрузкой. Если удар провоцирует постукивание в трубе или вибрацию, проблема в рейке. Похожая проверка происходит во время преодоления «лежачего полицейского» – раздается характерный жесткий стук.

Проверить рулевую рейку на исправность надежнее на подъемнике либо смотровой яме. В одиночку провести диагностику сложно, желательно присутствие еще одного человека, «вооруженного» фонариком. Как узнать о состоянии узла:

  1. В первую очередь проверке подлежат пыльники шарниров тяг – нужно убедиться в их целостности.
  2. Далее диагностируют корпус распределителя и самой рейки. Ищут подтеки – признаки разгерметизации.
  3. Помощнику нужно повернуть вправо-влево руль, поставив его в крайние положения. Когда появляются нехарактерные звуки, определяют источник.

Если в конструкции автомобиля предусмотрен ключ зажигания, нужно снять блокировку руля, вставив и повернув ключ в замке в положение зажигания. В машинах с ЭУР и ГУР для легкости вращения руля и предотвращения неисправности усилителя предварительно заводят мотор.

Как проверить люфт:

  1. Фиксируют входящий в корпус рейки шток вала переставными или зажимными клещами, работая со стороны днища.
  2. Помощник в салоне слегка поворачивает руль в разные стороны.

Появление стуков и люфтов свидетельствует о неисправности крепления или колонки рулевого колеса. Если после опускания вала свободный ход и посторонние звуки отсутствуют, нужно проверить элементы рейки:

  1. Помощник поворачивает штурвал влево.
  2. Ремонтник одной рукой берется за левую тягу рядом с пыльником. Второй нащупывает шарнир под пыльником.
  3. Покачивая в поперечном/продольном направлении тягу, второй рукой оценивают наличие/отсутствие люфта.
  4. Руку перемещают ближе к реечному корпусу и снова покачивают вал. Чтобы облегчить процесс, рекомендуется сдвинуть пыльник, сняв хомут. Присутствие поперечного люфта свидетельствует о повреждении опорной втулки. Наличие продольного – о разрушение шестерни вала или реечных зубцов.

Можно почувствовать люфт при покачивании вывешенного колеса с имитацией движения руля с незначительной амплитудой. Перед этим желательно убедиться в исправности шаровых опор/рулевых наконечников. Недостаточное прилегание червяка в результате слабости прижимной пружины/регулировочной гайки провоцирует небольшой свободный ход вала в отношении зубчатой рейки. Для исправления недостатка ремонт не нужен, достаточно отрегулировать зазор механической передачи.

Диагностика исправности контрактной рулевой рейки

Все чаще производители выпускают автомобили, устройство которых не предусматривает ремонта рейки – возможна замена комплектующей в сборе. При этом цена оригинального механизма достигает 100 000 рублей. Поэтому водители предпочитают приобретать аналоговые запчасти либо деталь с разбора. В этом случае нужно перед покупкой тщательно проверить запчасть.

Неисправности рулевой рейки, снятой с узла, выявить без разбора проблематично, как и установить ресурс. Но существует несколько признаков, позволяющих отбраковать неисправный механизм. Алгоритм действий:

  1. Осматривая корпус, выявляют трещины, сварные швы, вмятины. Если присутствуют следы повреждения и ремонта, а также масляные подтеки, лучше отказаться от покупки.
  2. Проверяя на люфт подшипник вала, пытаются раскачать шток. Даже для б/у детали подвижность больше 1,5 мм недопустима.
  3. Нужно убедиться в отсутствии изношенности зубцов. Рейку фиксируют зажимными клещами или другими инструментами и до упора вращают вал в правую/левую стороны. Люфты при движении исправных деталей не появляются, ход равномерный и плавный. О неисправности свидетельствуют посторонние звуки и закусывания.
  4. Определяют состояние поршня в механизме с ГУР. Вал вращают, применяя инструмент, пальцами при этом закрывают отверстия с присоединенными гидроприводами. Если механизм не имеет повреждений, воздух выходит из одного отверстия и всасывается в другое.
  5. Для диагностики втулок рукой берутся за вал и пытаются его раскачать перпендикулярно корпусной оси. Выполняют процедуру для левой/правой сторон. При хорошем состоянии узла стук и люфт отсутствуют.

Когда диагностируется сборка рейки с тягами, нужно внимательно осмотреть на люфт шарнир, который соединяет их с валом. Если присутствует пыльник, проверяют на разрыв. Лучше снять деталь и проверить находящийся под ней вал. Нужно искать следы грязи, ржавчины и коррозии.

Проверка исправности на стенде рейки с ЭУР и ГУР

Проверить состояние рулевой рейки с ГУР предлагают некоторые станции технического обслуживания. Это недорогая процедура, которая проводится с установкой автомобиля на стенд. Процесс имитирует работу насоса ГУР. Стандартная схема:

  1. После установки на стенде машины в корпус детали подается под давлением масло. Жидкость нагнетается через отверстия для трубок гидроусилителя.
  2. Вручную с использованием инструментов вращают ручной вал.
  3. На СТО, имеющих передовую аппаратуру, деталь тестируют под нагрузкой. Рейку помещают между нагрузочными гидроцилиндрами.

Преимущество диагностики на стенде в автосервисе – это возможность убедиться в работоспособности узла и отсутствии протечек в максимально приближенных к реальности условиях.

Для проверки детали с ЭУР предназначены особые стенды. Используемое оборудование является аналогом диагностического сканера, который применяется для решения специальных задач.

Наиболее популярен контроллер MS561, позволяющий получить информацию блока управления, считать и удалить ошибки, обновить ПО, откалибровать датчики. С помощью контроллера также тестируют агрегаты, установленные или демонтированные с автомобиля. Единственный минус оборудования – высокая стоимость, неподъемная для небольших компаний. Поэтому воспользоваться услугой можно только в дилерском центре или на крупной станции техобслуживания.

новая и старая рулевые рейки

Часто задаваемые вопросы

Что указывает на проблему?

Определить неисправность можно по наличию характерных симптомов. Езда по неровной поверхности сопровождается постукиванием, поведение руля отличается неадекватностью – отмечаются люфты, заклинивание штурвала. Отсутствует обратная связь с колесами, автомобиль при движении по прямой отклоняется от заданной траектории. У машин с ГУР часто наблюдается самопроизвольное вращение рулевого колеса и подтекание жидкости – ее следы явственно просматриваются под днищем.

Как быстро провести диагностику, не снимая деталь?

Чтобы выявить неисправность, нужно нанести удар в боковую часть шины стоящей машины. Если проблема существует, будет отчетливо слышен стук – свидетельство неисправности рейки либо наконечника.

Как выполнить проверку контрактной детали?

Каждый водитель может визуально убедиться в исправности/неисправности детали. Для этого нужно осмотреть корпус на присутствие повреждений. Также состояние детали оценивают, наблюдая за работой механизма при вращении рукой рулевого вала. Отсутствие люфтов говорит о нормальном состоянии втулок и зубцов, но такая косвенная диагностика не гарантирует полную исправность. Точная проверка б/у и контрактных деталей возможна лишь на стенде станции технического обслуживания.

Как долго можно эксплуатировать авто с неисправным механизмом?

Продолжительность эксплуатации зависит от степени повреждения. Нередко небольшая неисправность не сказывается на управлении автомобилем – изношенность опорной втулки просто сопровождается посторонними стуками.

Если присутствует более серьезная проблема, управление ухудшается. К усилению люфта руля, к заклиниванию или неравномерному вращению приводят изношенность зубцов червячной пары, повреждение подшипников, проблемы гидравлической системы. Поездки на автомобиле с подобными неисправностями опасны, поэтому при наличии симптомов поломки лучше посетить автосервис для тщательной диагностики узла.

Записаться на сервис Вы можете по телефону:

Последние статьи

Наш консультант свяжется с Вами
Пожалуй, лучшие aвтосервисы Ярославля!

На 40% доступнее дилера. Экономьте вместе с автосервисом БестВей

Техническое обслуживание автомобилей с сохранением гарантии автопроизводителя

Диагностика автомобилей по 18 пунктам всегда бесплатно!

Качественные запчасти - в наличии по оптовым ценам

Быстрый, доступный и профессиональный ремонт автомобилей с гарантией до 1 года.

Фото нашего сервиса
Записаться на обслуживание в БестВей
Основные марки, которые мы обслуживаем
78312003938 88312003938 8(831)200-39-38 8(831)2003938 8-831-200-39-38 78312003937 88312003937 8(831)200-39-37 8(831)2003937 8-831-200-39-37
Пн-Пт - 8:00-20:00
Сб,Вс - 9:00-18:00
Работаем без выходных
  • ИП Шилов А.А
  • г. Ярославль
  • ИНН 505019725067
Автосервис БестВей в соц. сетях

Наш рейтинг: 4.59 (Отзывов: 50)