Автосервис БестВей
Пн-Пт - 8:00-20:00
Сб,Вс - 9:00-18:00
Работаем без выходных

Частые проблемы генератора

Консультация

Просмотров: 30343

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Типовые поломки
  2. Виды и признаки неполадок
  3. Самостоятельная проверка и причины поломок
  4. Ремонтные комплекты и устранение неисправностей

Автомобиль – довольно сложное устройство. Могут из его комплектующих уязвимы к поломкам. Неисправности в работе электрооборудования – одни из наиболее частых. Всего можно выделить два их типа:

  • поломки источников энергии, например, генераторов или аккумуляторов;
  • поломки потребляющих приборов, к которым относятся механизм зажигания, фары и так далее.

Повреждения первого типа особенно критичны. Источники электропитания обеспечивают работу множества других устройств. Поэтому при их поломке из строя выходит, по сути, все транспортное средство. Это делает его неуправляемым или вовсе обездвиживает.

Есть два основных прибора питания. Генератор вырабатывает электричество, аккумулятор – накапливает. Их функционирование неразрывно взаимосвязано. Если ломается один, то почти всегда ломается и другой. Например, если генератор исправно даёт напряжение, но из-за какой-то поломки оно не регулируется, то аккумулятор тоже вскоре придёт в негодность из-за слишком сильного заряда. Не предназначенный для такого высокого напряжения электролит просто «выкипает». С другой стороны, если аккумулятор поврежден и не работает, то он не будет принимать электричество. Вырастет зарядный ток самого генератора без выхода куда-либо. Как следствие, возможна поломка диодного моста.

генератор авто

Типовые поломки

Специалисты по обслуживанию и ремонту машин давно выделили самые частые виды неполадок. Это позволяет составить списки типовых ситуаций, их признаков и соответствующих решений.

Для генераторов они включают:

  • реле-регулятор не контролирует напряжение;
  • диодный мост или выпрямитель не преобразовывает электрический ток;
  • износ или механическое повреждение шкива мешает передавать крутящий момент через ремень;
  • токосъемные щетки перестали передавать электричество от обмотки к неподвижным частям в результате износа;
  • короткое замыкание, вызванное нарушением целостности изоляции и контактом разных витков обмоток электродвигателя;
  • подшипник в результате износа деформировался или разрушен, не давая передавать вращение на ротор;
  • в результате износа токосъемные кольца перестали передавать электричество;
  • расплавление или механическое повреждение изоляции или самих проводов в зарядной цепи.

У аккумуляторов есть свой список частых проблем. Можно заметить, что их вдвое меньше. Это обусловлено их более простой конструкцией. Чем сложнее конструкция, тем выше шанс повреждений:

  • межпластинное/электродное замыкание в батарее;
  • окислительные процессы клемм;
  • нарушение герметичности конструкции из-за некорректного монтажа или физического воздействия;
  • разрушение пластин в результате химических процессов или механических нагрузок.

Основными причинам повреждений обоих устройств могут быть:

  • неправильная эксплуатация;
  • превышения срока эксплуатации;
  • брак при производстве.

Автовладельцу знание основных причин неполадок обоих устройств, особенно генератора, будет необходимо. Вовремя заметить их признаки и ухаживать за машиной нужно, чтобы предотвратить поломки и их опасные последствия.

В первую очередь следует выделить типы генераторов. Они делятся на две группы:

  • переменного тока. Устанавливается на современных легковушках. Для преобразования тока в постоянный для работы электроники они также снабжены диодным мостом.
  • постоянного тока. Используется в основном либо на старых моделях, либо на крупногабаритном промышленном транспорте.

Надо отметить, что диодный мост является неотъемлемой частью конструкции генератора. Как правило, он встроен непосредственно в крышку, или соединен с внешним корпусом.

При этом вся электроника проектируется с расчетом на значения рабочего напряжения от 13,8В до 14,8В. При этом ток вырабатывается в результате механической работы. Ремни, соединяющие его с коленвалом, передают крутящий момент от двигателя. Соответственно, от того, какие у него работы и как быстро едет машина, зависит и вырабатываемая энергия. Чтобы отрегулировать выдаваемое напряжения, сгладить его показатели к более-менее единой значению, и используется релейный регулятор. В современных моделях регуляторы уже встроены в общую конструкцию.

замена ремня генератора

Виды и признаки неполадок

Генератор сам по себе является электромеханическим устройством: механическая работа в виде крутящего момента, передаваемого от вала, позволяет создавать электрическую энергию. Соответственно, поломки также делятся на два вида, для каждой из двух составляющих конструкции.

Электрические включают в себя повреждение обмоток электродвигателя и выпрямителя, изнашивание токосъемных контактов, поломки регулятора напряжения, короткие замыкания, удары ротора, и так далее.

К механическим относятся нарушения целостности креплений, герметичности корпуса, повреждения пружин и ремня, подшипников и прочие поломки, не касающиеся электроники

Надо помнить, что наличие признаков неполадок в генераторе может указывать и на другие проблемы, прямо с ним не связанные. Например, если сигнальное реле неисправно, то загорится всё равно горит лампа-сигнал о неисправности генератора. Другой причиной могут быть поломка системы зажигания или просто плохие контакты.

Опытные автомеханики выделяют следующие основные симптомы неисправности автомобильного электрогенератора:

  • двигатель работает, а сигнал разряженного аккумулятора мигает или постоянно горит;
  • слабый свет от фар;
  • быстрая разрядка или выкипание батареи аккумулятора;
  • дребезжание или тихий звук при работающем двигателе;
  • зависимость интенсивности и яркости света фар от оборотов двигателя;
  • посторонние звуки, источником которых является генератор.

Рекомендуется следить за ремнем привода, его состоянием и натяжением, а при появлений трещин, расслоений – своевременно его менять.

Самостоятельная проверка и причины поломок

Определенной популярность в кругах любителей-автомехаников пользуется так называемый «дедовский» метод диагностики. Он заключается в отсоединении клеммной колодки с аккумулятора. Но современные авто сильно полагаются на электронику. Поэтому такие действия рискуют вызывать новые поломки из-за перепадов напряжения. Поэтому для современных генераторов главный метод диагностики – измерить электрическое напряжение.

конструкция генератора авто

Альтернативой может служить диагностическое обслуживание на стенде, специализированном для соответствующей марки автомобилей.

В первую очередь надо замерить напряжение на зажимах колодки аккумулятора. Сперва – без движения, а затем уже после запуска мотора. Нормы показателей без хода должны быть в районе 12 В, а с работающим двигателем от 13,8 В до 14,8 В. Если полученные показатели выше нормы, то имеется слишком сильный заряд, и релейный регулятор неисправен. Слишком малые значения означают отсутствие тока. В таком случае проблема в цепях системы или в самом генераторе.

Самый простой метод для самостоятельной проверки – осмотр предохранителя. Если с ним всё в порядке, то стоит осмотреть сам генератор и ближайшие к нему приборы. Следующие по очереди – токосъёмные приборы, кольца и щётки. Избыточное искрение на них указывает, что нужно их менять. Дело в том, что при функционировании кольца подвержены износу, а канавки колец заполняет пыль графита.

Если и с ними всё в порядке, можно обратить внимание на состояние подшипников и статора. Они тоже подвержены изнашиванию и поломкам. Это как раз наиболее частый вид неполадок с механической составляющей генераторов.

Их можно выявить по посторонним звукам при работе. Обычно это нечто вроде воя или свиста. Главное, что следует сделать – заменить подшипник. В отдельных случаях вместо этого можно попробовать восстановить его состояние до рабочего с помощью чистки и смазывания. Иногда причина может заключаться в слабом натяжении. В таком случае звук будет похож на высокий по тональности свист, доносящийся из-под капота каждый раз, когда машина даёт газ или начинает разгоняться.

Если же необходимо проверить, есть ли короткие замыкания между витками обмотки или обрывы в ней, потребуется прибор под названием «мультиметр». У него есть несколько режимов. В данной ситуации нужно измерение сопротивления. Его щупы нужно соединить с двумя контактными кольцами. Значения от 1,8 ОМ до 5 ОМ на экране измеряющего устройства будут при нормальной работе. Если они будут ниже этого, то это короткое замыкание. Если они превышают эти показатели, то где-то в обмотке произошёл разрыв.

Другим источник может быть «пропажа массы». Чтобы проверить или «пробить» её, то сперва придётся отсоединять обмотку от выпрямителя. При отсутствии контакта обмоток с корпусом мультиметр покажет, что сопротивление обладает бесконечным значением.

После полного отключения от обмоток, можно проверять блок выпрямителя, а именно – диоды в нём. Для этого мультиметр переводится в режим проверки диодов. К выводу фазы подключается щуп со знаком «минус», а другой, соответственно, плюсовой – к плюсу или минусу диодного моста. Затем процедуру надо повторить, поменяв щупы местами. Показания на приборе должны быть сильно разными в разных позициях. Если же они одинаковы, имеется неисправность диодного моста. На неё также могут указывать такие признаки, как окисление контактов. Вызывает его обычно перегрев радиатора.

Часто причина неисправностей, впрочем, являются, коррозия, ржавчина и изнашивание. Долгая и небрежная эксплуатация ведет к большинству механических проблем. В современных моделях генераторов подшипники обслуживать невозможно, потому что они закрытые. Предполагается, что они будут вовремя заменены через определенное время или после пробега автомобиля. Такой же подход использует с электроникой: неисправные компоненты заменяют полностью, а не ремонтируют каждый отдельный проводок.

Среди других причин можно выделить:

  • некачественные или бракованные элементы конструкции;
  • неправильное использование или работа за пределами возможности машины;
  • воздействие окружающей среды и экстремальных условий, включая контакты с солями, жидкостями, воздействие высоких и низких температур, грязь, химикаты (в том числе используемые для обработки дорог).

Ремонтные комплекты и устранение неисправностей

Для починки генератора после всех описанных проблем, нужен полноценный ремонт. А для него – соответствующий комплект. Большинство продаваемых через интернет ремкомплектов содержат не сами приборы, подлежащие замене, а расходные стандартные детали, вроде шайб, гаек, болтов. А щеток, регуляторов и так далее в них не сыскать. Учитывая индивидуальные конструкции многих моделей генераторов и автомобилей, их приходится подбирать вручную, создавая индивидуальные комплекты. В большинстве случае все механически неполадки требуют именно замены, ведь восстановление до рабочего состояния ремней, щеток, подшипников, контактных колец невозможно в результате износа. Рисковать пользоваться оборудованием дольше его срока эксплуатации категорически не рекомендуется, так как это ведет к риску опасных, аварийных поломок.

Несколько иной подход требуется при неполадках электрической составляющей конструкции. Износ для них не столь критичен. Поэтому требуется сперва проводить тщательную проверку. Дело в том, что неисправность может быть не в самом устройстве, а в других частях цепи. Например, в батареях аккумулятора или приборах, запитанных от них.

Если же проблемы возникли непосредственно с генератором, очень часто это неправильный заряд: слишком сильный или слишком слабый. Устранение перезаряда возможно после полной проверки и замены соответствующей детали, пришедшей в негодность, то есть регулятора или диодного моста.

Устранение низкого напряжения несколько более сложная задача, так как для него есть куда больше причин, требующих разных подходов:

  • повышение нагрузки из-за подключения новых устройств;
  • поломка диодов на выпрямителе;
  • поломка регулятора;
  • слабое натяжение ремня;
  • отходящий контакт провода;
  • короткое замыкание;
  • разряженные батареи аккумулятора.

Записаться на сервис Вы можете по телефону:

Последние статьи

Пожалуй, лучший автосервис Ярославля!

На 40% доступнее дилера. Экономьте вместе с автосервисом БестВей

Техническое обслуживание автомобилей

Диагностика автомобилей по 18 пунктам всегда бесплатно!

Качественные запчасти - в наличии по оптовым ценам

Быстрый, доступный и профессиональный ремонт автомобилей с гарантией до 1 года.

Фото нашего сервиса
Записаться на обслуживание в БестВей
Основные марки, которые мы обслуживаем
78312003938 88312003938 8(831)200-39-38 8(831)2003938 8-831-200-39-38 78312003937 88312003937 8(831)200-39-37 8(831)2003937 8-831-200-39-37
Пн-Пт - 8:00-20:00
Сб,Вс - 9:00-18:00
Работаем без выходных
  • ООО «Ресурс-А»
  • г. Ярославль
  • ИНН 7604394801
Автосервис БестВей в соц. сетях